Старец Паисий Святогорец. О познании Бога
Богословие есть слово Божие, которое воспринимают лишь чистые, смиренные и духовно возрожденные души, но не красивые рассудочные слова, составляемые с помощью словесного искусства и содержащие в себе юридический или мирской дух.
Искусственные слова ничего не говорят душе человека, как не может разговаривать красивая статуя, разве что если слушатели очень мирские и удовлетворяются просто красивыми речами.
Богословие, которое изучается как наука, обычно исследует предметы с исторической точки зрения и потому понимает их внешне. Поскольку при этом отсутствует подвижничество в святоотеческом духе и внутренний жизненный опыт, оно наполнено сомнениями и вопросительными знаками, ибо никто не может умом постигнуть Божественную благодать, если сначала не будет подвизаться, чтобы ее ощутить, чтобы она начала в нем действовать.
Тот, кто думает, что может познать тайны Божии с помощью внешнего научного умозрения, подобен безумцу, который хочет увидеть рай в телескоп.
Подвизающиеся по-святоотечески благодаря посещению благодати Святого Духа становятся богословами-практиками. Если кто-нибудь из них помимо внутреннего образования души имеет также и внешнюю образованность, то он может описывать Божественные тайны и правильно истолковывать их, как это делали многие святые отцы.
Однако если человек не сроднится душой со святыми отцами и пожелает перевести что-нибудь из их творений или написать о них, то из-за своего духовного помрачения нанесет оскорбление и святым, и себе, и всему миру.
Неверно поступает и человек, который богословствует, используя чужое богословие, потому что он похож на бездетного человека, который усыновляет чужих детей, а затем выдает их за своих, представляя себя многодетным отцом. Святые отцы выносили из своих сердец Божественное слово или свой опыт духовной брани против зла и огня искушений и смиренно его исповедовали или описывали, чтобы помочь следующим поколениям. Они делали это из любви, которую никогда не приписывали себе.
Если человек стяжал чистоту, за которой следует простота со своей горячей верой и благоговением, то в него вселяется Святая Троица, и тогда с помощью Божественного просвещения он легко находит ключи к Божественным смыслам, имея возможность изъяснять богодухновенные слова очень простым и естественным образом, не ломая голову.
Если бы мы могли выйти за рамки своего «я» (своего эгоизма), то вышли бы за пределы земного тяготения и все предметы видели бы так, как они есть, Божественным оком — ясно и глубоко. Поэтому нужно сначала выйти из мира в пустыню и там подвизаться со смирением в покаянии и молитве, чтобы очиститься от своих страстей, счистить с себя духовную ржавчину и приобрести высокую «электропроводность», чтобы затем принять «токи» Божественной благодати и стать настоящими богословами.
Если человек не очистит своих духовных проводов от ржавчины, то постоянно будет происходить короткое замыкание, и он будет наполняться мирскими теориями и сомнениями с вопросительными знаками.
Источник: Старец Паисий Святогорец. Письма. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. Вся премудростию сотворил еси… (Пс. 103, 24)
— Геронда, можно мы разорим ласточкины гнезда? Ласточки разводят грязь, и собираются клопы.
— А ты сама можешь слепить хоть одно ласточкино гнездышко? Ах, что за красоту сотворил Бог единым лишь Своим словом! Какая гармония, какое разнообразие! Куда ни взгляни — во всем видны Божии премудрость и величие. Посмотри на небесные светила, на звезды, — с какой простотой рассыпала их Его божественная рука! Отвеса и уровня, которыми пользуются мастера, Он при этом не применял. А как отдыхает человек, глядя на звездное небо! Тогда как от выставленных в ровный ряд мирских светильников человек очень устает. С какой гармонией все устроено Богом! Посмотри-ка на леса, посаженные человеком: деревья стоят армейскими шеренгами — все равно, что роты солдат. А как восстанавливает силы человека настоящий, а не искусственный лес! Одни деревца — поменьше, другие — побольше, каждое дерево отличается от другого даже цветом. У одного крохотного Божия цветочка благодати больше, чем у целой охапки искусственных бумажных цветов. Они отличаются друг от друга так же, как дух отличается от духов*.
Удивительно все, что создано Богом. Взять человеческий организм — да ведь это целое предприятие. Бог премудро определил всему свое место — сердцу, печени, легким. И растения — как же премудро Он их устроил! Во время оккупации** мы посадили пять стремм*** дынь и поливали их. Как-то, думая сделать лучше и очистить дыни, я обрезал у них большие листья, расположенные возле корней. Однако оказалось, что эти большие листья — своего рода «фильтры» или «почки» растений и они забирают в себя всю горечь. Ох, ну и дыни у нас тогда были! Просто язык обжигали!..
— Все-то Вы, Геронда, подмечаете!..
— Да я во всем нахожу Бога! И в растениях, и в животных — во всем. Да и как тут не удивляться! Крошечная пичужка отправляется в путешествие, достигает Африки, потом — без компаса — возвращается обратно и находит свое гнездышко! А люди — имея карты, дорожные указатели — сбиваются с пути. И ведь птицы путешествуют по небу, а не по суше — то есть зарубок после себя не оставляют. Летят в вышине, над морем! Ну скажи, пожалуйста, на чем там оставишь зарубки? А есть еще такие малые птахи, так они садятся на спины аистам — все равно что на самолеты! Настоящие авиапассажиры! Птицы, летя над морем, садятся на какой-нибудь остров и отдыхают. Однажды, живя в каливе Честного Креста, я увидел, как с востока летят птицы, похожие на воробьев, только крупнее и красивее. Их была целая стая. Но вот, четыре-пять птиц, по всей вероятности, выбились из сил и не могли лететь дальше. Тогда от стаи оторвалось еще около пятнадцати птиц, — остальные продолжали лететь, — сели на дерево вместе с уставшими птицами, посидели, немножко отдохнули, а потом все вместе взмыли в небо и продолжили полет. И первым делом они поднялись очень высоко, чтобы сориентироваться и догнать остальных. На меня произвело впечатление то, что стая не оставила уставших птиц одних, но выделила им еще пятнадцать товарищей — «группу содействия».
Насколько же красиво создал все Бог! Только посмотри на котят: какие же они пестрые! А какие у них красивые шубки! Нам, людям, стоит еще позавидовать одеянию животных! Да такой шубы не носила и сама королева! Куда ни повернись — во всем увидишь премудрость Божию. А какая красота была раньше, когда все было естественно! Вон петушок — ведь он кукарекает независимо от погоды. Стоит на одной ножке, а как только она затечет, кричит: «Кукареку!» «Прошло, — говорит, — столько-то часов». Потом встает на другую ногу, а когда затекает и она — снова: «Кукареку!» И смотри, он кукарекает в полночь, в три и в шесть часов утра. Неизменно каждые три часа. А ведь у петуха нет ни будильника, ни батареек. И заводить его тоже не нужно…
Все, что вы видите и слышите, используйте как средство сообщения с Горним. Все должно возводить вас к Небу. Так, от творения человек постепенно восходит к Творцу. Американцы, слетав на Луну, по крайней мере, оставили там пластину с надписью: «Небеса поведают славу Божию» (Пс. 18, 2). Русские тоже летали в космос, но Гагарин сказал, что Бога он не видел. Ну, правильно, а как бы ты Его увидел? Ведь ты же летел не с воздетыми к небу руками, а с задранными кверху ногами… А потом от всего этого доходят до того, что говорят: «Вселенную создала природа». Целую Вселенную, каково? Да тут если сломается какая-нибудь старая машина, то целая куча мастеров и специалистов собирается, чтобы ее чинить. Думают, стараются — это об одной-то старой машине. Тогда как Бог, безо всякого там электричества, вращает целый земной шар, и ни батарейки не кончаются, ни моторчик не останавливается. С какой скоростью Он его вращает — и человек этого даже не чувствует! Страшное дело! Если бы Земля вращалась с меньшей скоростью, то человек бы кувыркался. Земля вращается с такой [большой] скоростью, а вода из моря не выливается, хотя ее так много. И звезды, такие огромные, движутся с головокружительной скоростью, но при этом не соприкасаются друг с другом, но издалека не подпускают другие звезды к себе. А человек, создав какой-нибудь там самолет, восхищается и гордится. Но стоит ему чуточку повредиться в уме, как он начинает нести всякие глупости и сам этого не понимает.
Источник: Старец Паисий Святогорец. Слова. Том 1. С болью и любовью о современном человеке. М., 2002.