Христос не оставил книг, но оставил живое общество — Церковь, которое Его лично знает. «Знает», а не только «знало», потому что из века в век люди, ставшие верующими, — это те, кто так или иначе встретил Христа.
Что такое вера: встреча, доверие, верность
Встреча со Христом, с Богом во Христе, может быть подобна вспышке молнии или произойти едва заметно. Но она обязательно должна случиться, чтобы человек мог сказать о себе: я — верующий. В сердцевине веры лежит опыт встречи с Богом. Этот опыт пронизывает всё Евангелие.
Но вот Христос отходит, как отступает море при отливе, и человек, который был полностью погружён в эту встречу, как бы остаётся на берегу. Увиденное вновь становится невидимым, пережитое утрачивает изначальную яркость, тускнеет. И тут вера проявляется как доверие к пережитому опыту. Оно-то и позволяет человеку твёрдо сказать: то, что я когда-то увидел, — более несомненно, чем тот факт, что сейчас я этого не вижу.
То есть вера — это ещё и верность: верность пережитой встрече, полученному опыту, верность Богу. Такая вера становится двигателем жизни, она проявляется в делах, в поступках, которые говорят о человеке: вот, смотрите, на это его подвигла вера, это подвиг его веры.
Церковь: дом Божий, собрание призванных
Но вера — ещё и путь узнавания, путь общения с Богом. Через доверие и верность Богу мы познаём Его. Познаём в общении с Ним, которое всегда глубже, значительнее любых слов о Боге.
Именно к такому общению ведёт нас Церковь, предлагая свой опыт. Это опыт людей, живших с Богом, видевших Его лицо, — святых, пророков, апостолов. Тех, кто познал, открыл, почувствовал то, о чём мы ещё не знаем, но готовы принять как реальность. Молитвы, пост, богослужение, Таинства могут казаться чем-то внешним и ненужным, но именно это помогает нам встретиться с Богом и остаться с Ним.
Само слово «Церковь» происходит от греческого «кириакон» — «дом Божий». Это место, где Бог и человек могут не просто встретиться, но и стать одной таинственной семьёй. Евангелие по отношению к Церкви употребляет ещё одно греческое слово — «экклесия». Оно означает собрание, на которое приходят по призыву, по приглашению. Первые ученики Христа считали, что Учитель призывает их собраться, объединиться в Церковь. То есть Церковь — это общество призванных, общество людей, услышавших зов Божий и откликнувшихся на него.
К чему призывает нас Бог?
Зачем же Бог зовёт нас, и к чему мы призваны? Христос призывает нас не к чему, а к Кому, Он зовет нас к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные…» (Евангелие от Матфея, глава 11, стих 28). И Он вручает и раздаёт нам Всего Себя: «Возьмите, вкусите, — это Тело Моё…» (Евангелие от Матфея, глава 26, стих 26). Наше человеческое призвание — не только знать Бога, поклоняться и служить Ему, но в конечном итоге приобщиться Ему: «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 4).
Бог хочет не присвоить нас Себе, но подарить Себя нам. И Он дал нам свободу, чтобы этот Дар мы смогли принять свободно. Бог не делает за нас то, что мы сами призваны сделать во имя Его. От нас зависит, на службу чему мы поставим свою свободу, дарованную нам Богом. Будем ли мы служить Ему или себе самим, своим прихотям и грехам.
Спасение души
Грех, гордость, злоба не могут быть вместе с любовью, смирением, святостью. Единение с Богом требует уподобиться Ему в земной жизни. Это бывает нелегко. Тут необходимы труд над собой, борьба со своими дурными наклонностями, раскаяние в своих плохих поступках и чувствах — все то, что православные христиане называют трудом «спасения души». К спасению души призывается каждый православный христианин.
Основание Церкви
Своими силами человек не может этого достичь. Но Бог первый выходит к нему навстречу, потому что Он есть Любовь. Ещё до того как человек осознал свои грехи и начал искать Бога, Бог искал человека. Ради людей Сам Бог — Иисус Христос стал человеком, жил с людьми, был ими предан, унижен и распят. Через три дня после смерти Христос Воскрес.
Перед Своими страданиями, смертью и воскресением Он и самые близкие Его ученики собрались на ужин в канун еврейского праздника Пасхи. Это событие часто называют Тайной Вечерей. Разделив с учениками хлеб и вино, Иисус сказал, что хлеб — это Его тело, а вино — Его кровь. И завещал им совершать трапезу в воспоминание о Нём, чтобы верующие знали, что они причастны к той жертве, которую Христос принёс ради спасения людей. Так каждый человек получил возможность принять дар спасения, стать причастником Божественной благодати. Так была основана Церковь.