Что же говорит Христос о Своей Церкви? Конечно, в Новом Завете есть много упоминаний о Церкви, но вы не найдёте там её определения. Господь в Евангелии вообще не называет своих учеников Церковью, и само основание Церкви относит к будущему: «…создам Церковь Мою» (Евангелие от Матфея, глава 16, стих 18). Апостолы, как мы знаем, стали Церковью только в день Пятидесятницы, когда на них сошел Святой Дух.
Давая нам понятие о том, что есть Церковь, Спаситель говорил образами.
Образ виноградной лозы
В Евангелии от Иоанна Христос сравнивает Церковь с виноградной лозой. Обращаясь к Своим ученикам, Он говорит: «Я лоза, а вы ветви. Кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода…» (Евангелие от Иоанна, глава 15, стих 5).
Видели ли вы когда-нибудь, как растёт виноград? Виноградный куст ветвист, его ветви бывают очень длинны, и каждая разделяется снова и снова, пока не заканчивается тяжелой гроздью. Зачастую главного ствола совсем не видно за ветвями и листьями, но именно по нему проходит живительный сок, без которого не будет ни листьев, ни ягод.
Так и Христос призывает пребывать в Нём всех верующих в Него, чтобы все стали едиными с Ним, насытились Его Жизнью. Это становится возможным в Церкви, в Евхаристии, в Причастии. Подобно тому как сок питает лозу, живое присутствие Богочеловека Христа в Церкви наполняет смыслом жизнь каждого верующего — от Патриарха до простого мирянина.
Образ пастыря и стада, образ единства
В Евангелии есть и другая притча, раскрывающая отношение Христа к Церкви. Это известный рассказ о добром пастыре — пастухе, который отправляется на поиски заблудившейся овцы (Евангелие от Луки, глава 15, стихи 3-7). Добрый пастырь — так называет себя Иисус Христос, а Церковь Свою сравнивает со стадом овец (Евангелие от Иоанна, глава 10, стихи 1-18).
Это сравнение может показаться не очень лестным. В наше время мы слишком далеки от такого отношения к природе, к земле, к животным, когда человек не просто кормится от них, но живёт с ними. Раньше было иначе. Овцы того пастуха, о котором говорит Христос, родились в его доме, его трудами вскормлены и защищены от волка. И вот одна из них отбилась от стада, ушла далеко. Но пастырь её забыть не может, и не потому, что потеря этой овцы принесёт убыток, а потому, что она дорога ему. Нас поражает та нежность, забота, с которой пастух относится к заблудившейся овце. Идёт искать, находит её, берёт на свои плечи и возвращает домой, в стадо. Стадо же — это не только отдельные овцы, это все они вместе во главе со своим пастухом.
Евангелие предлагает нам удивительный образ единства во Христе — единства свободного подчинения, сыновней любви, братского уважения, нежной заботы и надежной защиты. И как овцы за пастухом, так и христиане идут за своим Пастырем Христом, потому что знают голос Его и признают только Его голос.
В Евангелии есть и другие образы Церкви. Это и образ сети, в которую попадает множество больших и малых рыб (Евангелие от Матфея, глава 13, стихи 47-50), и образ закваски, поднимающейся вместе с тестом ( Евангелие от Матфея, глава 13, стих 33). Все они говорят нам о великой преображающей силе, которую находит человек в Церкви на своём пути к Богу и от которой уже вовек не может отказаться. Но главное, что мы можем вынести из Евангелия, — указание на удивительное, таинственное, невидимое и в то же время явственно ощущаемое верующими единство со Христом-Спасителем и друг с другом.
Следуя примеру Христа, апостолы также говорили о Церкви образами
Один из наиболее часто встречающихся — образ Церкви как невесты Христовой (Евангелие от Иоанна, глава 3, стих 30). Брак Церкви и Христа — это образ целостной, нерасторжимой любви. Что значит — невеста Христова? Невеста — та, кто сумела так полюбить, что готова последовать за любимым и в радости, и в горе, быть с ним везде, где бы он ни оказался. Путь Христа — это крестный путь. И Его невеста — это Его творение, отвечающее на любовь Божию любовью, готовностью разделить Его земную судьбу.
Тело Христово
Пожалуй один из самых известных и часто употребляемых образов Церкви — Тело Христово. Мы находим его в послании апостола Павла:
«Как тело одно, но в нём много частей, и хотя их много, все они составляют одно тело, — так и Христос: Ведь тело состоит не из одной части, а из многих… И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели поэтому оно перестанет быть частью тела? Если бы все тело состояло из одного глаза, то как бы оно слышало?.. Но Бог по Своему усмотрению отвёл каждой части своё место в теле. Если же все части тела будут в одной, будет ли это телом? А теперь частей много, но тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не нужна, или голова ногам: вы мне не нужны: Но Бог распределил все так, что слабейшим нужно больше внимания, чтобы не было разделения в теле, но все части одинаково заботились друг о друге. Поэтому, если страдает одна часть, то с ней страдают все. Если хвалят одну часть, с ней радуются все части. И вы — тело Христово, а порознь — части» (1 Послание апостола Павла к Коринфянам, глава 12, стихи 12-27).
Церковь — тело Христово в самом реальном смысле. Приобщение к этому Телу есть приобщение к Самому Христу. Церковь — это Христос, живущий в людях. Члены Церкви — единый организм, все части которого неразделимы с того момента, как они стали Телом Христовым. Дух Божий, пронизывающий собою тело Церкви, соединяет всех воедино, вливая в сердца любовь. Эта любовь становится для верующих принципом жизни и отношения к другим людям.