О каких потерях плачут люди? Плачут о потерянной родине, об умерших родных, об украденных деньгах. Но разве всё это можно сравнить с потерей рая?
Богач, превратившийся в последнего нищего, — это бледная тень того изменения, которое произошло с нашими прародителями. С высоты легко упасть, но на высоту трудно подняться. И наши прародители, утратившие блаженство, стали так же жалки и беззащитны, как птенец, упавший из гнезда.
Они ещё не знали, что это не последняя точка падения, что им придётся падать ещё, дальше, глубже, до самого ада. Их длинная жизнь, проведённая в ожидании спасения, подошла к концу, и они, отделившись душами от тел, сошли в мрачное и безрадостное место.
Шеол. Так называли евреи то царство теней, где души, потерявшие плоть, но сохранившие память и веру, ожидали Мессию. Там не было радости, песен, псалмов, но только тьма и долгое, тягостное ожидание. Лучшие из лучших тоже сходили туда. Моисей, с которым устами к устам разговаривал Бог, опустился во мрак. Самуил, Давид, Давидовы дети сходили туда же. Каждого вновь прибывшего встречали вопросом: Он пришёл? Ты видел? Ты дождался?
— Нет, — отвечали один за одним нисходившие в ад и присоединялись к ждавшим.
Псалом 90-й заканчивается так: «Долготою дней исполню его и явлю ему спасение Мое». Эти слова исполнились на праведном Симеоне-Богоприимце. Он увидел Спасителя, он не умер раньше, чем произошло Его благословенное Пришествие. И Симеон умер, как и было ему предсказано, с миром. Он, насыщенный днями, первый опустился в Шеол, чтобы сказать «я видел». Его руки помнили тепло Иисусова тела, его глаза смотрели на Сына Божия. Бог явил ему «спасение Своё». Об этом узнали узники ада, и ждать стало легче.
Но время в Шеоле тянулось не так, как на земле. Там, где нечем развлечься, где нет никаких утешений, ожидание — это настоящая пытка. Долгих тридцать лет прошло до тех пор, пока не спустилась в ад чистая душа Предтечи, омытая кровью мучения. Его слова были ещё радостнее.
— Мессия проповедует. Он исцеляет и воскрешает. То, что пророки говорили о Нём, исполняется. Спасение близко.
— Его убьют, — сказал Исаия. — Мне было открыто, и я говорил о Нём, что Он — муж скорбей и изведавший болезни.
— И я в псалмах пел о том, что Ему пронзят руки и ноги и что о Его одежде будут метать жребий, — сказал Давид.
— И мы с Ильёй видели Его на Фаворской горе, — отозвался Моисей, — мы говорили с Ним о Его страданиях. Вы правы.
Голоса пророков раздавались громче и громче. Каждый из них что-то знал о Христе, каждому была открыта Духом Святым какая-то грань Его подвига.
Родился в Вифлееме, Мать Его непорочна, Он въедет в Иерусалим на осле, Его предадут за ничтожную сумму денег. Шеол никогда не слышал такого оживления. Как вдруг затворы адовы затрещали. Всё пришло в движение, и раздался голос: «Поднимитесь, двери вечные, и войдёт Царь славы!» — «Кто сей Царь славы?» — спросили перепуганные адские стражники. — «Господь сил, Он — Царь славы», — раздался ответ (см. Пс. 23), и густая, вековая тьма озарилась ярчайшим светом. Господь, совершивший победу, грозный и милующий одновременно, сошёл в преисподнюю. Его схождение вспороло аду брюхо так, как нож кухарки вспарывает брюхо пойманной рыбе, и теперь все, кто ждал его, — свободны. Но не толпой, а по порядку устремились праведники к Спасителю. Вначале они расступились, и Христос, внимательно всматриваясь вглубь, сказал слова, однажды уже звучавшие: «Адам! Где ты?»
— Я здесь, Царю мой и Боже мой, — сказал тот, кто в раю говорил: «я наг и скрылся». Праотец с праматерью смотрели на Христа с трепетом, в любую секунду готовые опустить глаза. Ведь это они — виновники всемирной трагедии.
Господь протянул им руки и, когда их ладони встретились, с силой повлёк их наверх. Их и их детей ждал рай. Уже не земной, но новый — небесный. И он уже не был пуст. Там уже был благоразумный разбойник, не отмычкой, но покаянием открывший себе двери в страну блаженства.
Протоиерей Андрей Ткачев
Потоп
За семь дней до наступления потопа, по повелению Божию, Ной стал вводить в ковчег животных. Он, как праведник, имел власть над зверями, и те повиновались ему. Есть очень интересное повествование, что животные сами приходили к Ною, притом на коленях, смиренно. Принимались те звери, которые кротко, просительно приходили к Ковчегу, а не те, которые ревели, мычали, буйствовали – таковым в Ковчеге места не было.
Таким образом, еще семь дней (Быт. 7, 4) Господь давал людям для покаяния, но все было напрасно. Когда же Ной с женой, сыновьями и женами сыновей (всего восемь человек) вошел в ковчег, начался потоп. Сорок дней и сорок ночей, не останавливаясь ни на минуту, лился на землю страшный дождь. Сто пятьдесят дней вслед за этим поднималась вода на земле. Реки и моря вышли из берегов и заливали долины и луга, города и деревни. Вода все прибывала и прибывала. Люди забирались на крыши домов, но вода вскоре стала выше самых высоких крыш. Люди забирались на высокие деревья, но они быстро оказывались под водой. Люди бежали в горы, но вода подбиралась и к горным вершинам. И вот уже на земле не осталось ни одного сухого места. Повсюду была одна вода. Только вода и небо. «И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле» (Быт. 7, 21).
Ной и все, кто был с ним в ковчеге, остались живы.
Наконец, по велению Божиему, поднялся ветер и вода постепенно стала уходить с земли. Вода уходила медленно: только через пять месяцев показались вершины гор. Ковчег остановился на горах Араратских. Прошло еще 40 дней. Ной выпустил ворона. Ворон полетал и вернулся. Через неделю Ной выпустил голубя. Голубь полетал и вернулся назад в ковчег, потому что не нашел сухой земли.
Еще через семь дней Ной опять выпустил голубя. Голубь возвратился вечером, а в клюве у него были свежий масличный лист. И понял Ной, что вода сошла с земли. Он подождал еще семь дней и в третий раз выпустил голубя. Тот улетел и уже не возвратился. Но Ной не выходил из ковчега до тех пор, пока Господь не разрешил ему.
Когда земля совсем просохла, сказал Господь Бог Ною: «Теперь ты сам и твое семейство можете выйти из ковчега. И всех зверей и птиц можешь выпустить: пусть разойдутся они по земле и пусть плодятся и размножаются».
Тогда Ной открыл двери ковчега и вышел с женой и детьми, потом выпустил всех зверей, которых взял с собой. Нужно было видеть, с какой радостью выпрыгнули животные и вылетели птицы! О, как рады они были, что очутились на свежем воздухе, на свободе. Ведь они были в ковчеге целый год.
Ной вышел из Ковчега и первое, что он сделал – помолился Богу и поблагодарил Его за спасение. Он построил жертвенник и на нем принес в жертву Богу несколько животных и птиц. Вера и молитва Ноя были угодны Богу, и Он обещал Ною не наказывать больше людей таким образом. «Я больше не буду проклинать землю за человека, — сказал Бог. — Я желаю, чтобы вы были счастливы и довольны на Моей земле.» Все посмотрели на небо и увидели чудесную разноцветную радугу. «Когда вы будете видеть радугу на небе, — сказал Бог, — помните, что Я обещаю вам не поражать впредь всё живущее на земле водою потопа».
Использованная литература: Библия для детей. Текст прот. А.Соколова. СПб., 2006; О том как грех вызывает наказание. М., 2008.