А жить на земле Церковь начала с того дня, как на апостолов сошел Святой Дух. Это произошло на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа. «Все апостолы находились вместе в Иерусалиме, и внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им как бы языки пламени, которые разделились и опустились по одному на каждого из них. И исполнились все Духа Святого…» (Деяния святых апостолов, глава 2, стихи 2-3). Это событие — сошествие благодатной силы Духа Святого на учеников Иисуса Христа — считается днём рождения христианской Церкви. В нашей Церкви оно празднуется на пятидесятый день после Пасхи, и мы называем его Пятидесятницей, или Троицей.
Апостолы стали способны понимать разные языки, говорить на них и проповедовать учение Христа по всему миру. Выслушав их, около трёх тысяч человек крестились и образовали первую на земле церковную общину. Так Церковь стала местом обитания Святого Духа, который в ней живёт и действует.
«Все же верующие были вместе и имели всё общее. И каждый день единодушно были в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога…» (Деяния святых апостолов, глава 2, стих 46). Этот народ Божий, собирающийся ради преломления хлеба и благословения чаши, и есть Церковь.
Евхаристия: единение с Богом
[dropcap type=»circle» color=»#ffffff» background=»#871c18″]О[/dropcap]
бъединяющая всех членов Церкви трапеза со временем оформилась в богослужение, которое теперь мы называем Литургией, или Евхаристией. Оба эти слова греческие. Евхаристия переводится как «благодарение». А литургией назывался в Древней Греции общий труд, общее дело, которое не мог выполнить один человек.
Верующие собираются в церкви на Литургию, чтобы вместе принести Богу свои молитвы, свою благодарность, хвалу, просьбы о помощи и посвятить Богу свою жизнь. Священник приносит наши дары — хлеб и вино, следуя завету Иисуса Христа, данному на Тайной Вечере. Бог принимает наши дары и дарует нам в причащении Свою жизнь, Свою любовь, отдаёт нам Себя. Cилой Бога, чудом соединяющей любви верующий и Христос делаются едиными.
Евхаристия: единение друг с другом
[dropcap type=»circle» color=»#ffffff» background=»#871c18″]И[/dropcap] ещё одно чудо происходит в храме во время причащения: каждый человек становится близким другому человеку, братом или сестрой во Христе, потому что в жилах каждого течёт теперь не только кровь человеческая, но и кровь Христа. Таким образом Господь соединяет нас не только с Собою, но и друг с другом.
Получив Его жизнь, уже никто не может остаться один. В мире, где ищут жизни для себя, борются и уничтожают друг друга, Христос жил для нас, любил нас и служил всем. Его Любовь собирает нас в Церковь: «Вот Моя заповедь вам: любите друг друга, как Я вас полюбил. Нет любви больше той, когда отдают жизнь за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Евангелие от Иоанна, глава 15, стихи 12-14). Если мы хоть в малой мере живём Христом, Его образом, Его заповедями, то не можем не стремиться к такому единству, когда скорби, радости, нужды каждого становятся жизнью всех.
На Тайной Вечере Христос молился о Своих учениках и с ними вместе — обо всех, верующих в Него: «Пусть будут все едины, как Ты, Отец, во Мне, и Я в Тебе, так и они пусть будут в Нас едины…» (Евангелие от Иоанна, глава 17, стих 21). Единство Церкви основывается на единстве Бога. Наше разделение, разобщение побеждается встречей и соединением с Богом, Единым во Святой Троице.
Как Церковь определяет себя сама?
[dropcap type=»circle» color=»#ffffff» background=»#871c18″]С[/dropcap] ледствие единства Церкви — единство веры, выраженное в Символе веры, который содержит основные истины христианского учения. Греческое слово «символ» переводится как «знак». Символ веры — это «знак нашей веры», по нему мы можем понять, что человек, предъявляющий этот знак, — одной с нами веры. С древнейших времён и до наших дней крещение в Церкви не совершается без открытого изложения веры тем, кто крестится. Он произносит вслух Символ веры.
Этот Символ веры был составлен святыми отцами Церкви в IV веке на Первом и Втором Вселенских Соборах. Вселенским Собором называется собрание представителей большинства Поместных Православных Церквей по вопросам вероучения и церковного устройства. Всего таких соборов было семь.
Символ веры состоит из 12 пунктов. Один из них посвящён Церкви. В нём перечислены существенные свойства Церкви — те, без которых она не могла бы быть Церковью: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Именно эти четыре свойства определяют существо Церкви и отличают истинную Церковь от всех остальных человеческих сообществ.
Единая Церковь
[dropcap type=»circle» color=»#ffffff» background=»#871c18″]Ц[/dropcap]ерковь едина, и всё в ней едино: один Основатель, один Глава — Христос. Один Дух Божий действует в ней, одно учение веры и жизни, одни и те же спасительные Таинства.
Церковь едина, несмотря на то, что со временем стали различать отдельные её части: Русскую, Болгарскую, Американскую и так далее. Это географическое и административное деление не нарушает основного единства Церкви. Его выражением является общение в молитве и Таинствах, особенно — в Евхаристии. Это значит, что всюду, где есть православный храм, — в Греции ли, Болгарии или Америке, — мы можем не только зайти туда и помолиться за Литургией, но и принять причастие вместе с остальными прихожанами, потому что мы части одного целого.
Церковь едина не только в пространстве, но и во времени: сегодня она по сути своей та же, и во времена апостолов или святых отцов. Как бы далеко друг от друга ни жили христиане, на каких бы языках ни говорили, они всегда осознавали себя членами единой Церкви и сохраняли «единство духа в союзе мира» (Послание апостола Павла к Ефесянам, глава 4, стих 3). Разные мнения и споры всегда существовали в Церкви, даже во времена апостолов. Да и не может быть иначе, когда люди искренне и горячо ищут правильных решений, ищут правды. Однако в самом существенном, в самом важном не может быть двух разных правд.
С веками к основным принципам, понятиям веры, от которых ни на шаг нельзя отходить, стали примешиваться второстепенные вопросы: народные обычаи, политические соображения, иногда даже личные притязания. Всё это порождало вражду и разделения между Церквями разных стран. Нам не дано знать времена и сроки, когда Богу угодно будет собрать в Своей святой единой Церкви всех христиан. Но мы, православные, верим, что в нашей Церкви сохраняется истинное учение Иисуса Христа, переданное апостолами. Мы должны молиться об объединении всех христиан и избегать всякой враждебности, которая только усиливает существующие разделения.
Святая Церковь
[dropcap type=»circle» color=»#ffffff» background=»#871c18″]М[/dropcap]ы называем Церковь святой. Что же мы имеем в виду, утверждая это?
Говоря о святости Церкви, мы не думаем, что в неё входят только святые люди. Нет жизни на свете без борьбы со злом, без грехов, падений. Члены Церкви и грешат, и делают зло, иногда по неведению и непониманию, иногда и по злому умыслу. Преодолеваем мы зло только раскаянием и новым усилием. Святость Церкви — это святость живущего в ней Бога, и благодаря Его благодатной силе мы можем исцелиться.
Любой человек может найти в Церкви всё необходимое для того, чтобы жить полной христианской жизнью. И хотя каждый из нас грешен, хотя мы не живем этой полнотой, но нам всегда открыт путь покаяния, прощения и нового труда. Так было, и есть, и будет до конца времён.
Вот пришел в Церковь человек — воин, политик, любящий богатство, веселье, бои и пиры. А стал в Церкви святым равноапостольным князем Владимиром. Был разбойник, убийца, свирепый и безжалостный, одного имени которого боялся весь Египет. Когда, раскаявшись, пришёл он к египетским отшельникам, те от страха заперлись в монастыре. Но, умолив их принять его к себе, он становится строгим подвижником, проводит жизнь в трудах на пользу братии, в посте и уединении. Своими монашескими подвигами он прославился далеко за пределами Египте. Преподобный Моисей Мурин почитается всей Церковью. И таких примеров множество. Путь от греха к святости прошли все святые.
Соборная Церковь
[dropcap type=»circle» color=»#ffffff» background=»#871c18″]В[/dropcap] символе веры говорится, что Церковь не только едина и свята, но и соборна. «Соборный» означает «всеобщий», и в языке Церкви это слово приобретает особый оттенок. Во-первых, соборность означает целостность, неповрежденность хранимой Церковью истины. А во-вторых, эта всеобщность Церкви есть некая полнота, дающая возможность раскрыться каждой личности.
Причем эта целостность и полнота относятся как ко всей Церкви, так и к любой из её частей в отдельности. Соборность — это свойство, которым Церковь обладала ещё тогда, когда состояла из горсточки палестинских учеников Христа, и то, чем в равной мере обладает и в наши дни, когда она распространилась по пяти континентам.
Апостольская Церковь
[dropcap type=»circle» color=»#ffffff» background=»#871c18″]Ц[/dropcap]ерковь апостольская потому, что основана была апостолами, сохраняет верность их учению, имеет преемство от них и продолжает их служение на земле. В этом смысле «апостольство» — синоним «подлинности».
Под апостольским преемством понимается непрерывная цепь рукоположений (посвящений в сан епископа), идущая от апостолов до сегодняшних епископов. Апостолы рукоположили первое поколение епископов, те, в свою очередь, второе — и так до наших дней. Епископы продолжают дело апостолов на земле: служат, проповедуют, руководят церковными общинами и создают новые.
Не только епископы и священники, но каждый член Церкви призван проповедовать Христа словом и делом и защищать веру от всевозможных искажений. Именно в единстве пастырей и остальных членов Церкви, верных учению Спасителя, проявляется соборность Церкви.