Чтобы людям было понятно, как безгранична любовь Бога к человеку и как велика радость покаяния, Христос рассказал несколько притч. Среди них особенно яркая — Притча о блудном сыне.
ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К БОГУ И БОГА К ЧЕЛОВЕКУ
Покаяние. Притча о блудном сыне.
(Евангелие от Луки, глава 15, стихи с 11 по 32)
У одного человека было два сына, и сказал младший из них отцу: «Отдай мне полагающуюся мне часть имущества». И отец разделил имущество между сыновьями. Через несколько дней младший сын, забрав свою часть, уехал в далёкую страну.
Там он жил распутно и промотал всё своё состояние. Когда же он всё растратил, в той стране начался сильный голод, и стал он бедствовать. Тогда он пошёл работать к одному из местных жителей, а тот послал его пасти свиней. И он был бы рад съесть стручки, которые ели свиньи, но даже этого никто не давал ему. И тогда он, одумавшись, сказал себе: «Сколько работников у моего отца едят досыта, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу: «Отец, я согрешил против неба и перед тобой, и больше не достоин называться твоим сыном, прими меня как одного из твоих работников!»
И он пошёл к своему отцу. Он был ещё далеко, когда его увидел отец. Он сжалился над сыном, побежал ему навстречу, обнял и поцеловал его. И сказал ему сын: «Отец! Я согрешил против неба и перед тобой, и больше не достоин называться твоим сыном». Отец же сказал своим рабам: «Скорее принесите его одежду и оденьте его. Наденьте перстень ему на руку и обувь на ноги. Приведите и заколите откормленного телёнка. Будем есть и веселиться, ведь мой сын был мёртв, а теперь ожил, пропадал и нашёлся!» И устроили праздник.
Старший сын был в это время в поле. А когда стал возвращаться, подойдя к дому, услышал музыку и пение. Подозвав одного из слуг, он спросил, что здесь происходит? Тот ответил: «Брат твой возвратился и отец заколол откормленного телёнка, потому что сын вернулся к нему целым и невредимым». Старший брат рассердился и не захотел войти в дом. Тогда вышел отец и стал его уговаривать. Старший сын сказал в ответ: «Сколько лет я служу тебе, и все приказания твои исполнял, а ты ни разу не дал мне даже козлёнка, чтобы я мог повеселиться с моими друзьями. А когда пришёл этот твой сын, который проел твоё состояние с блудницами, ты заколол для него целого телёнка!» И сказал ему отец: «Сын мой! Ты всегда со мной, и всё моё — твоё. Но как же не радоваться тому, что брат твой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».
Как сдержанно говорится в Евангелии о том, что случилось между отцом и сыном… Ведь, если вдуматься, простые слова младшего сына: «Отдай мне…», — на самом деле означают: «Старик, ты зажился на свете; я не могу ждать, когда ты умрешь. Дай мне сейчас то, что всё равно достанется мне после твоей смерти. Я уже взрослый, мне не нужен отец. Мне нужны свобода и то, что ты нажил». Из любви к сыну отец соглашается на эту просьбу и отпускает его. Получив свою долю, младший сын с лёгким сердцем устремляется к свободе.
Но вот проходит время, богатство иссякло. Новые друзья, так охотно тратившие отцовское состояние, бросили этого сына, как сам он раньше бросил отца. Нужда и голод одолевают его. В тоске и позоре он вспоминает дом, где вырос в любви, не требующей платы, любви отца: «Встану, пойду к отцу моему…». И он идёт.
А отец никогда не переставал быть ему отцом, он надеялся и ждал. Завидев сына, он бежит к нему навстречу, обнимает и целует, и сын произносит свою исповедь: «Отец! Я согрешил против неба и перед тобой и больше не достоин называться твоим сыном». Но отец не позволяет ему отречься от сыновства. Он просит слуг принести одежду сына, как бы говоря: «Раз ты вернулся, значит, всё понял. Значит, я вновь ожил для тебя, и ты сам вернулся к жизни!». Он идёт ещё дальше — вручает ему перстень. Это не просто обычное кольцо. В древности, когда люди не умели писать, любой документ заверялся перстнем с печатью. Вручить кому-то свой перстень означало отдать в руки другого человека свою жизнь, имущество, семью и честь. Это было всё равно что сказать: «Я полностью верю тебе и вверяю себя в твои руки».
И тут появляется старший сын. Он всегда работал усердно, не требуя вознаграждения, потому что знал: так поступать правильно. Одного ему не хватало: в нём не было тепла, ласки, радости о своём отце. Он сердится и не хочет пойти на праздник. Тогда отец сам выходит звать его и слышит в ответ упрёк и обиду. Старший сын не желает иметь ничего общего со своим братом: «Этот твой сын», — говорит он про него отцу. Как же отвечает отец? «Сын мой! Ты всегда со мной, и всё моё — твоё». Он зовёт и его и раскрывает свои объятия для обоих.
Нет ни одного из нас, к кому нельзя было бы отнести эту притчу. Не обращаемся ли мы к Богу так же спокойно, как старший сын, с жестокой наивностью требуя всё, что Он может нам дать: здоровье, красоту, ум, — чтобы унести всё это прочь и растратить? И только когда пропадают в нас и сила, и надежда, когда нам нечего уже дать другим, мы вспоминаем о той Любви, что нас взрастила.
Эта притча от имени Самого Христа говорит нам, что Бог примет нас с радостью и любовью и простит нас. Он Сам выйдет нам навстречу, пока мы нерешительно приближаемся к Его дому.