С 27 по 30 июля прихожане храма совершили паломническую поездку с посещением храмов и монастырей Задонска, Воронежа и Воронежской области. В Задонске в Богородицком мужском монастыре покоятся мощи святителя Тихона, с именем которого связаны и другие монастыри – Богородице-Тихоновский (Тюнин) женский монастырь и Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь. 28 июля после экскурсии по Воронежу и посещения его соборов, главной святыней которых являются мощи святителя Митрофона Воронежского, паломники посетили Акатов женский монастырь во имя святителя Алексия Московского. День завершился панихидой на могиле старца Спиридона и посещением Георгиевского храма села Терновое. 29 июля паломники провели в Спасском женском монастыре (с. Костомарово Воронежской области), пещерные храмы которого расположены в меловой горе. Известный также своими пещерными меловыми церквями Дивногорский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы приютил паломников с 29 по 30 июля.
«В дороге требуется смирение, молитва и покаяние», − напутствовал нас о. Алексей после молебна перед отправлением. Одухотворенные его словами и подгоняемые проливным дождем, мы выехали рано утром, чтобы к полудню приехать в Задонск. Ровно в 12 часов в Рождественском соборе Рождество-Богородицкого мужского монастыря (http://zadonsk-monastyr.ru/), где находится рака с мощами святителя Тихона Задонского, читают акафист святителю. Другая святыня монастыря– икона святителя с частицей мощей находится во Владимирском соборе монастыря. Именно эта икона с 1861 г. находилась перед мощами святителя Тихона и была спасена в дни разорения, а затем на долгие годы, как и его мощи, исчезла в запасниках музеев.
С именем святителя Тихона Задонского, «Российского Златоуста», как его называют за богословские труды, связан и Богородице-Тихоновский (Тюнин) женский монастырь (http://tunino.ru/). На это место святитель часто приходил, чтобы побыть в уединении, здесь он обустроил колодец над родником. «Это место, − говорил он своему келейнику, − утешает дух мой радостью, точно рай земной». Неудивительно, что жители окрестных сел и деревень ревностно защищали монастырь и его сестер в 20-е годы ХХ века. Еще один источник святителя Тихона находится близ Свято-Тихоновского Преображенского монастыря. Здесь, как и в Тюнином монастыре, для нас провели интересную экскурсию и рассказали об истории обители, ее жизни, а также главных святынях: мироточившей иконе Божьей Матери «Иверская», написанной на Афоне, и Крестном Распятии, которое закровоточило в 2000 г. в день памяти Всех Святых в земле Российской просиявших.
Утром 28 июля мы все не смогли усидеть в гостинице, которая находилась напротивБогородицкого монастыря, и перед отъездом в Воронеж пошли поклониться мощам святителя Тихона и равноапостольному великому князю Владимиру.
В Воронеже нашим помощником и путеводителем была Маргарита Болотова, за что ей низкий поклон. Знакомство с этим замечательным русским городом началось с Покровского собора, некогда кафедрального собора города. Сейчас в нем хранится частице мощей первого епископа Воронежского святителя Митрофана; сами мощи в 2009 г. крестным ходом были перенесены в построенный на месте Благовещенского собора Митрофановского монастыря храм, который является главным собором города. Святитель Митрофан, тяготевший к монашеской уединенной жизни, всегда был привлекаем к ответственным, важным для государства, делам самими царями − Федором Алексеевичем, затем его сыном, Петром I. Он стал помощником и совестью молодого царя, поддерживая постройку флота (один из кораблей, построенных по чертежам Петра можно увидеть на набережной) и обличая его поклонение иноземщине. Сам Петр, когда приезжал в Воронеж, молился и пел на клиросе в Успенском адмиралтейском храме Воронежа (http://uspenskiy-adm-hram.ru/).
В Воронеже мы вновь услышали о трагических для русской истории и православной церкви годах, когда осквернялись святыни, разрушались храмы и разорялись монастыри, а священнослужителей и монахов ссылали или расстреливали. Новая власть, которая боролась с «пережитками прошлого», и особенно яростно с патриархальным укладом и повседневным бытом, основой которого была религия, неизменно сталкивалась с противостоянием. Акатов женский монастырь во имя святителя Алексия Московского (http://drevo-info.ru/articles/15464.html) славится такими подвижниками: блаженная матушка Феоктиста в 1920-е гг. избрала путь юродства во Христе, а священномученик Петр (Зверев), противостоявший до последних своих дней расколу, умер в Соловецком лагере, не предав веры. Недалеко от Воронежа в селе Терновое Воронежской области жил старец Спиридон. В 1920−30-е гг. он поддерживал своих односельчан, помогал словом и молитвой. Наделенный даром прозорливости и целительства он и сейчас, как и раньше, является молитвенником перед Господом за нас. Жители села вспоминают, что его молитвы уберегли их во время Великой Отечественной войны. Этот долгий и насыщенный день завершился панихидой на могиле старца Спиридона, посещением его источника и Георгиевского храма села Терновое (http://ternovoe.cerkov.ru/). Из села Тернового мы уезжали умиротворенные и успокоенные. Однако нам предстояло еще добраться до места ночлега.
С шутками Тамары Ивановны и под чутким и решительным руководством организатора нашей замечательной поездки Веры Васильевны мы отправились ночевать в славный и очень опрятный город Лиски, чтобы на утро бодрые и отдохнувшие последовать в Костомарово.
Расположенный в паре километров от реки Дон и села Костомарово Спасский женский монастырь и его пещерные храмы (http://kostomarovo.ru/) внушают величие и благоговейный трепет. В 1920-е гг. здесь также вопреки установлению «нового советского быта» нес тайно молитвенный подвиг блаженный старец священномученик Петр (Еремеенко), обладавший многими дарами. В день своего ареста он предсказал появление в пещерах другого подвижника: «Сейчас Петрушка, а потом будет Андрюшка». Выживший в страшном бою, отец Андрей исполнил обет, данный Пресвятой Богородице, посвятить жизнь служению Богу и тринадцать лет исполнял данное ему свыше послушание – затворничество. Отец Андрей предвидел возрождение Нового Иерусалима, так он называл Костомаровскую обитель, которая много веков «отогревает озябшие души».
В монастыре много чтимых святынь. Одна из них−Костомаровская икона Божьей Матери,чудом уцелевшая после революции. Красноармеец стрелял шесть раз, но ее лика не коснулись пули. Поклонившись храму Серафима Саровского, в котором шли приготовления к празднику (1 августа– обретение мощей преподобного Серафима Саровского), поплакав о своих грехах в «Пещере покаяния», некоторые сподобились дойти до «Голгофы» − вершины горы, на которой установлена часовня и крест. Здесь же, в двух километрах от монастыря, находится святой источник, посвященный Тихвинской иконе Божьей Матери.Эту икону Божьей Матери видела пятнадцать лет назад наша Таисия, когда крестному ходу в престольный праздник на небе предстал ее образ.
На протяжении всего путешествия по святым местам Задонска и Воронежа нас сопровождало пение Натальи: трапеза, начало пути, в продолжение дня она вселяла умиление и кротость и в нас, и в окружающих, особенно в Дивногорье.
Свято-Успенский Дивногорский монастырь (http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?5_1388) расположился в пойме рек Дон и Тихая Сосна. На одну ночь он стал нашим приютом, но запомнится, наверное, все: и ведущая к монастырю лестница, особенно на обратном пути, и монастырская трапеза, и гостевой дом, вместивший всю нашу скромную, 33 человека, группу, и величественная нетронутая природа этого места. Особенно− церковь Сицилийской Божьей Матери− пещерный храм, окруженный множеством подземелий с его обитателями, летучими мышами. О римских катакомбах напоминает и история монастыря. Его основатели − греческие схимонахи Ксенофонт и Иоасаф − прибыли сюда, спасаясь от гонений, и привезли икону Сицилийской Божьей Матери, которая сейчас находится в восстановленном Успенском соборе. Долгое время на территории монастыря был санаторий, а пещеры медленно разрушались и наполнялись записями светского содержания. Теперь обитель возрождается стараниями настоятеля и пятнадцати насельников.
Начав свой путь с поклонения мощам святителя Тихона Задонского, прославившегося своим смирением и любовью к людям, говорившего: «Где любовь, тамо сам Бог, помощник и заступник любви», мы получили толику смиренномудрия и благодати, которые помогали нам в поездке.
Низкий поклон всем!
Отдельное спасибо надо сказать водителю, Василию Ивановичу, который в дождь и в зной неизменно доставлял нас до места ночлега.
Анна Акимова