Детям о Великой битве в ангельском мире
Священник Петр Коломейцев
Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю… А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой… взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему.» Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. (Исаия 14, 12-15).
[dropcap type=»circle» color=»#ffffff» background=»#871c18″]В[/dropcap] начале всего сотворил Господь ангелов, детей своих, детей света, чтобы они были Ему слугами и друзьями.
Само слово ангел значит вестник. Самого лучшего и любимого из них звали Денница, что означает сын Света.
Но не хотелось ему быть другом и помощником Богу. «Что это я буду в услужении у Него? — думал Денница, — я и сам не плох: и умен, и красив, и скор. Пусть лучше мне служат, пусть мной восторгаются, пусть говорят: «Какой Денница славный, какой замечательный!» Если посмотреть повнимательней, так я даже лучше самого Бога…»
Но больше всего огорчало Денницу, что не все ангелы хвалили его, а некоторые думали, что они ему ровня. «Ну, покажу я им. А нука все, кто не хочет быть послушным стадом баранов, кто не хочет быть у Него на побегушках — идите ко мне, да мы вместе такой рай построим, что они еще к нам попросятся!»
Вот такой бунт затеял Денница. Нарушился мир среди ангелов. Страшный грех — гордыня, как болезнь, стала отравлять одного ангела за другим. Начались ссоры. Господь не вмешивался в распрю среди ангелов. Он знал, что истинных друзей Его не смутят лукавые речи, что разберутся они, где добро, где зло.
И вот архангел Божий Михаил стал собирать всех верных Богу под свои знамена. «Не дадим противнику помешать Всевышнему, прогоним его, и его приспешников от лица Божия!» Девять полков набрал полководец архангел Михаил, протрубили они в свои трубы, прославили Бога и обрушились на стан врага. А Денница уже восседал на троне как царь и говорил своим клевретам: «Я бог ваш, я буду строить с вами новый мир».
Возмутился архангел Михаил: «Кто равен Богу? Никто не Бог, только Сам Бог». — «С нами Бог» — раздался боевой клич, и началась долгая битва. Сколько продолжалась она — никто не знает, потому что не было еще ни дня, ни ночи. То одолевал Денница, то побеждал Михаил. «Любящие Бога не сдавайтесь!» — подбадривал он своих собратий. — И пал Денница с неба, как молния, в мрачную бездну вместе со своими приспешниками.
От бессильной злобы исказились черты Денницы. Страшным и неприглядным стал его облик, да и само имя не подходило уже к нему, стали называть его сатана, что значит противник, или — диавол, что значит клеветник, а его слуги, бывшие ангелы, стали называться бесами.
Упал сатана в бездну — ад, то есть место, удаленное от Бога, царство зла, гордыни и ненависти. Но и оттуда бывший Денница продолжал кричать: «Эй вы, рабы Божии, хоть здесь и ад, но здесь мы свободны от Бога, здесь мы будем царствовать. Для нас лучше царить в бездне, чем быть рабами в небесах!»
С удивлением слушали ангелы эти вопли. Им радостно было служить Богу, они знали, что лучше быть рабами любви, чем рабами гордыни. И начал Господь творить мир: «и свет отделил от тьмы, и был вечер, и было утро — день первый».
Сотворение человека
Архиепископ Иларион (Алфеев)
[dropcap type=»circle» color=»#ffffff» background=»#871c18″]Ч[/dropcap]еловек является венцом творения, вершиной творческого процесса трех Лиц Божественной Троицы. Прежде чем сотворить человека, Они совещаются друг с другом: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). «Предвечный совет» Трех был необходим не только потому, что человек рождается как существо высшее, наделенное разумом и волей, господствующее над всем видимым миром. Он был необходим также и потому, что, будучи абсолютно свободным и независимым от Бога, человек нарушит заповедь, отпадет от райского блаженства, и понадобится крестная жертва Сына Божьего, чтобы открыть человеку путь обратно, к Богу. Намереваясь создать человека, Бог видит его дальнейшую судьбу, потому что от взора Божьего ничего не скрыто: Он видит будущее, как настоящее.
Но если Бог заранее предвидел грехопадение Адама, не означает ли это, что Адам невиновен, так как все произошло по воле Творца? Отвечая на этот вопрос, преподобный Иоанн Дамаскин говорит о различии между «предведением» Божьим и «предопределением»: «Бог все знает, но не все предопределяет. Ибо Он заранее знает то, что в нашей власти, но не предопределяет этого. Ибо Он не желает, чтобы происходило зло, но не принуждает насильно к добру». Предведение Божье, таким образом, не является роком, предопределяющим судьбу человека. Адаму не было «на роду написано» согрешить — последнее зависело только от его свободной воли. Когда мы грешим, Бог заранее знает об этом, но Божье предведение ничуть не освобождает нас от ответственности за грех. Вместе с тем милосердие Бога так велико, что Он изъявляет изначальную готовность принести в жертву Самого Себя, чтобы искупить человечество от последствий греха.
Бог сотворил человека «из праха земного», то есть из материи. Человек есть, таким образом, плоть от плоти земли, из которой он вылеплен руками Божьими. Но Бог также «вдунул в него дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Будучи «перстным», земным, человек получает некое Божественное начало, залог своей приобщенности к Божественному бытию. Человек причастен Божеству по самому акту творения и потому кардинальным образом отличается от всех прочих живых существ: он не просто занимает высшее положение в иерархии животных, но является «полубогом» для животного мира. Святые Отцы называют человека «посредником» между видимым и невидимым мирами, «смесью» обоих миров. Они также называют его вслед за античными философами, микрокосмосом — малым миром, малым космосом, объединяющим в себе всю совокупность тварного бытия.
Человек, согласно святителю Василию Великому, «имел начальство по подобию ангелов» и «по своей жизни был подобен архангелам». Будучи, однако, сердцевиной сотворенного мира, соединяя в себе духовное и телесное начала, он в каком-то смысле превосходил ангелов: желая подчеркнуть величие человека, святитель Григорий Богослов называет его «сотворенным богом». Создавая человека по образу и подобию Своему, Бог творит существо, призванное стать богом. Человек есть богочеловек по своему потенциалу.
Из книги «Во что верят православные христиане? Катехизические беседы».