Дополнения к истории храма
Когда в 1729 г. имение в Новоселках перешло к вдове племянника Ф.П. Шереметева, капитан-лейтенанта морского флота Василия Васильевича Шереметева — Ирине Федоровне Шереметевой Георгиевский храм вновь обветшал, и в нем уже было невозможно совершать богослужения. В скором времени прошение о построении в своей вотчине «по обещанию своему” новой деревянной церкви было удовлетворено и одобрено по указу Ея Императорского Величества (императрицы Анны Леопольдовны) и по благословению Святейшего правительствующего синода: 17 июля 1730 г. Синодальный казенный приказ выдал Ирине Федоровне указ о строении означенной церкви.
Новый деревянный храм плотники вновь поставили на живописном холмистом берегу речки Песочни, но — в другом месте. Прежняя церковь, как можно предположить, отстояла от новой на несколько сотен метров, располагаясь примерно в том месте, где сейчас находится поворот автодороги в сторону Комягина.
Об этом свидетельствуют интересные находки, случайно сделанные тут в начале 1950-х годов. Рассказали же об этом коренные жители города — известный ивантеевский художник Анатолий Сергеевич Петушков и Любовь Федоровна Котелкина.
Они были очевидцами тех давних событий. Как, наверное, помнят многие ивантеевцы старшего поколения, на месте нынешней автозаправочной станции, около упомянутого поворота, в то время стоял маленький магазин, который называли в народе “Клоповником”.
Однажды мальчики-подростки, в числе которых был и будущий художник, играли и копались в сыпучем прибрежном песке возле магазина и случайно откопали обрывки священнических облачений и человеческие кости. Эти находки тогда всех очень поразили, так что даже маленькая девочка Люба, оказавшаяся здесь в то время, запомнила этот случай на всю жизнь. Все найденное при этих “раскопках”, было передано взрослыми священнику Георгиевской церкви для перезахоронения.
Нужно добавить также, что и владельцы дома примыкающего к повороту, старожилы Новоселок Новожиловы рассказывали, что каждую весну на их огороде размытый береговой песок обнажал человеческие кости. Как известно, наши сельские погосты испокон веку располагались вокруг святых храмов. Следовательно, на этом месте когда-то и находились Георгиевский храм с местным кладбищем. А на нем был похоронен один из настоятелей церкви, останки которого были случайным образом обретены в середине прошлого столетия. Возможно, именно этот погост упоминается в книге Патриаршего приказа (№ 141) за 1680 г. В ней идет речь о том, что у церкви Бирдюкиных-Зайцевых по смете имеется церковное кладбище в “четверть десятины, и на том кладбище поставлена крестьянская сенница”.
К концу XIX в. Храм княгини Шереметевой, построенный в 1737 г., начал приходить в упадок и нуждался в капитальном ремонте. По рассказам супругов С.А. и Н.И. Лифанцевых, старожилов Новоселок, сохранивших воспоминания своих родственников – бывших прихожан Георгиевского храма и очевидцев происходивших в селе событий, перестройка Георгиевской церкви началась приблизительно в 1886-1887 гг. на специально пожертвованные для этой благой цели средства богатого купца из села Хомутова (близ Щелкова). Именно этот храм, выполненный плотниками в характерном для конца XIX века псевдорусском стиле, дошел до нашего времени и по сей день является одним из немногих образцов национального деревянного зодчества в Подмосковье, и во всей России. Простота и лаконичность архитектурных форм храма до сих пор прекрасно гармонируют с окружающим пейзажем Новоселок.
Новую Георгиевскую церковь возвели на фундаменте старого, предыдущего храма, о чем свидетельствует планировка церкви, вполне характерная для русских церквей XVIII столетия. Настенные храмовые росписи, отличавшиеся большой одухотворенностью, были переписаны в начале 1980-х гг. с сохранением расположения сюжетов и святых на прежних местах. Очень ценные воспоминания оставил Андрей Алексеевич Лифанцев (отец С.А. Лифанцева). Он родился в 1879 г. и был усердным прихожанином Георгиевского храма и членом церковного совета. Как рассказали супруги С.А. и Н.И. Лифанцевы, Андрей Алексеевич помнил, как перестраивалась церковь: когда ему было 7-8 лет, он по поручению матери бегал к храму собирать деревянные щепки для топки печи, а у кровельщиков просил отрезать ему полоску жести, чтобы носить эту полоску вместо пояса.
Документальные материалы, касающиеся времени перестройки последней Георгиевской церкви, не сохранились. Однако в “Клировой ведомости” Сергиевской церкви села Комягина и приписной к ней Георгиевской церкви села Новоселки за 1918 г. есть упоминание о том, что Преосвященный посещал Георгиевский приход в 1892 г. Как известно, к этому времени Георгиевский храм был уже отстроен, и владыка посетил новопостроенную церковь, вероятно, для ее освящения. Таким образом, 1892 год – год последнего посещения храма правящим архиереем – следует считать датой рождения нынешней Георгиевской церкви. К тому же, данные фондов Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева подтверждают, что “здание построено не раньше второй половины XIX века”.
В последнем переиздании авторитетного каталога “Памятники архитектуры Московской области” (под редакцией Е.Н. Подъяпольской, 1999 г.) датировка памятника концом XIX века безоговорочно признается всеми историками архитектуры нашего времени. Таким образом, свое духовное начало Георгиевский храм берет все же в 1737 г., когда состоялось освящение престола церкви, а в конце XIX века произошло ее “физическое” перерождение.
Табличка с надписью “Памятник архитектуры. Церковь святого Георгия. 1737 г”, появившаяся на храме в советское время и изначально составленная неверно, скорее относится к предыдущему, не сохранившемуся шереметевскому храму, и требует корректировки, опирающейся на современные исследования.
Главная святыня Георгиевской церкви – чудотворный Черниговской Божией Матери из Пещерного храма Черниговского скита Троице-Сергиевой Лавры, обретенный в 1957 г. По средам перед иконой служится молебен с акафистом. Интересна история обретения этого богородичного образа. Летом 1957-го на колхозных полях в Ашукине, трудились мужчины из Ивантеевки. Когда подошло обеденное время, решили поискать в близлежащем храме, закрытом в советское время (Смоленский храм в селе Софрине), какое-нибудь приспособление для трапезы, а нашли чудесный образ Божией Матери, когда-то украшавший церковь. По возвращении домой об обретенной святой иконе сразу сообщили отцу Василию Решетину – настоятелю Георгиевского храма. Батюшка незамедлительно на своей машине привез Черниговскую в новоселковскую церковь, поставил в своей новой пристройке и заказал киворий. Святой богородичный образ, созданный иконописцами академической школы в 1877 г. на холсте, прекрасно сохранился и даже не требовал реставрации.
Вместо эпиграфа
(Источник информации: http://pues.ru/orthodox/hram/george2.htm)
Первые упоминания о церкви вмч. Георгия находим в книгах Патриаршего казенного приказа за 1585 г.: <В Ботове стане порожние поместные земли на оброке за Степаном Васильевым Годуновым Ивановское поместье … да Васильевская Истоминых пустошь, что было село Новоселки на реке Песочне, а в нем была церковь Страстотерпца Егория деревянная клецки развалилась…>. Можно предположить, что деревянная церковь в Новоселках была изначально построена в 1520-1530 годах. К концу 1590-х годов церковь была выстроена заново и служила прихожанам до 1664 г. В 1664 г. Московская патриархия дала Бирдюкину-Зайцеву Ивану Ивановичу и его брату Киприану разрешение на владение селом, его землями и на строительство новой деревянной церкви. Новую деревянную церковь во имя св. вмч. Георгия построили через десять лет на старом месте. В 1678 г. церковь освятили, и в ней уже совершались богослужения. К концу 1720-х годов Георгиевская церковь обветшала. 3 июля 1730 года Ирина Федоровна Шереметева подала в Казенный приказ прошение о строительстве новой церкви, тоже деревянной, которое было одобрено, и храм был построен. С той поры церковь больше не перестраивалась. В советское время храм не закрывался, и в нем регулярно совершаются богослужения.
Предисловие
Жизнь провинциального храма, может быть, на первый взгляд покажется малозначительной и не слишком интересной, но это только на первый взгляд. Много могли бы рассказать стены нашего храма, если бы умели говорить…
Может показаться, что в храме идут только службы, отпевания, крестины, венчания, но это не так, это совсем не так. В церкви люди относятся друг к другу с доверием, человечнее, чем в миру, где очерствел человек и оброс заботами о хлебе насущном, да и по достижении какого-то благополучия не успокаивается несчастный мирянин, не знакомый с евангельскими притчами, не читавший о святых, за Христа пострадавших, не надеющийся на свое спасение во Христе, а потому боящийся человек и прячущийся за своими заботами от самого себя. Нет спасения вне церкви… «Без церкви нет спасения, а без молитвы – спокойствия души». Церковная молитва… молитвенные слова, подчас непонятные, вдруг становятся близкими, родными и приносят облегчение многострадальной душе человеческой, удивительная легкость на душе после исповеди не знакома многим и многим… нет покоя, ждет душа наша очищения, тормошит нас, беззаботно тратящих свое драгоценное время…
Глава 1. Рабы Божьи. «Твои бо есть мы раби, да не постыдимся…»
«В советское время храм не закрывался…» — это ведь не просто слова, за ними стоят люди, человеческие судьбы: сложные, даже трагические.
В Георгиевской церкви несли свое послушание священники: протоиерей Гавриил Раевский (1949-1956гг.), протоиерей Георгий Кондратьев (февраль-июнь 1956г., 1979-1994гг.), протоиерей Василий Решетин (1956-1960гг.), протоиерей Владимир Ткаченко (февраль-декабрь 1960г.), протоиерей Иоанн Зайцев (1961-1964гг, 1994-1997гг), протоиерей Павел Москвин (1964-1967гг.), протоиерей Владимир Ильчук (1967-1974гг.), протоиерей Серафим Голубцов (1974-1979гг.), протоиерей Зиновий Анисимов служит с 5 июля 1995г. до сего времени, а настоятелем храма с 25 июля 1997г.
Отец Василий (Решетин)
Отец Василий спасал пристройку, а пристройка отца Василия спасла храм, – храм ведь проседал от времени, пристройка остановила этот процесс. Мало кто знает и помнит сейчас, чем это грозило Батюшке, и как он поплатился за благородство и смелость, но есть очевидцы и даже участники тех событий и мы, грешные, которые можем еще спросить и записать теперь о том, что было тогда.
А было вот что. Эпоха демонстраций, митингов, ленинских субботников, пионерских дружин и октябрятских звездочек, а церковь живет отдельно своей церковной жизнью, литургии служатся неизменно, как и несколько веков назад. Только вот ветшает постройка, стареет, требует ремонта. И своими силами, порой нелегально, такие работы проводятся. Вот своими руками батюшка Василий с прихожанами построил пристройку, освятил ее, но уполномоченный по делам церкви Трушин А.А. (была тогда такая должность, вроде как смотритель со стороны властей) постановил убрать сооружение, для чего назначил срок и даже прислал своего заместителя проконтролировать, как, значит, его трушинское распоряжение будет выполнено. Что делать? Как Батюшка нашел решение, про то неведомо, знаем только, что собрал он перед началом литургии самых благонадежных девиц с клироса (Веру, Капитолину, Раису, Зинаиду и Ольгу) и поведал им такой план: когда все соберутся к назначенному часу, Батюшка возьмет стремянку и полезет снимать наличник с пристройки, тут девицы должны Батюшку со стремянки стащить и начать бить его натурально, но не до увечий, а он от них вырвется и побежит в сторожку, там и скроется. Была заранее составлена и бумага в защиту постройки в надежде на то, что ее подпишет весь народ, на тот момент в храме присутствующий. Расчет был прост, — мероприятие сорвется, назначат новый срок разрушения, а к новому сроку видно будет, Господь милостив, может еще и обойдется. Наступил назначенный властями день, день воскресный, литургию отслужили, отец Василий с амвона объявил о присланном приказе от властей, потом вышел из храма, переоделся в рваный подрясник. Дальше все должно было пойти по условленному плану, но повернулось неожиданно. Начали, как договорились: Батюшка на стремянку, девицы его бить и тут… собравшиеся прихожане (а собралось народу – не протолкнуться) неожиданно стали защищать батюшку и без всякой уже договоренности изрядно поколотили девиц с клироса, да так, что те насилу в овраг убежали и до вечера там сидели, боялись себя обнаружить…
Вот одна из тех бесстрашных девиц Рая, а ныне Раиса Андреевна Степанова с 50-летним стажем на клиросе, нам эту историю и поведала.
Пристройку после такой смуты власти трогать уже действительно не посмели, тем более что те самые прихожане в несметном количестве, которые били девиц с клироса, поставили свои подписи под петицией в защиту постройки. А все ж таки с отцом Василием расправились по-советски, — сначала тихо перевели его в другой приход, а потом вовсе запретили служить, и работал Батюшка дворником, грузчиком на заводе, шесть лет так работал. Не пощадили и его дом, что находился в деревне Расторгуево, — прислали солдат, людей подневольных, разобрали постройку по бревнам, да пораскидали, осталась семья отца Василия без жилья в один момент…
Девиц же долго мучили сначала: вызывали по месту работы, расспрашивали, грозили увольнением, да потом отстали.
Потом уже, когда времена изменились, разрешили батюшке Василию снова служить, и служил он в одном из подмосковных храмов, а совсем недавно, 29 ноября 1994 года Батюшка отошел ко Господу. Пристройка же и посейчас стоит.
Отец Георгий (Кондратьев)
Вот какой случай произошел в 1994 году. Служил тогда настоятелем в нашем храме протоиерей отец Георгий. Однажды после литургии собирает он мужчин с клироса и просит помочь в копании могилы, предназначенной ему, отцу Георгию. Мужчины смутились, но отказать Батюшке не посмели и пошли копать могилу за храмом. Конечно, все сразу же стали спрашивать Батюшку, что такое произошло, и почему именно сейчас нужно готовить место упокоения. Находящимся в тот момент в сторожке за трапезой прихожанам Батюшка поведал о том, что видел он сон: мать свою умершую, дом деревянный необычайной красоты и цветы вокруг разные, но очень красивые, дом изнутри был весь залит солнечным светом, и мать его находилась в одной из комнат этого дома; он, конечно, подошел к ней с великой радостью по поводу нечаянной встречи и спросил: «Как ты здесь живешь?», на что мама отвечала, что живет потихонечку, каждый день у нее там служба (церковная), потом приглашает его выйти на улицу посмотреть, как да что вокруг; выйдя, Батюшка видит, что в непосредственной близи идет постройка дома, тоже деревянного, спрашивает «Чей же это дом?», мама ему отвечает «Да ты ж строишь…», Батюшка еще раз обвел глазами дом, поражаясь красоте постройки, и проснулся… Больше Батюшка ничего не объяснял, а на вопросы прочих прихожан отвечал, что готовит место для себя, чтобы, когда придет его час, все бы уже было им самим и приготовлено, что и киевские подвижники также готовили себе место погребения.
На третий день, после литургии (а был день памяти убиения царской семьи) могилу стали обкладывать кирпичом, певчие помогали тоже. Вечером Батюшка собрал духовных чад и, сердечно попрощавшись, благословил всем ехать в Троице-Сергиеву Лавру на всенощное бдение под праздник преподобного Сергия Радонежского, а на прощанье сказал, что утром они встретятся на литургии в нашем храме.
Когда уже все разошлись, приехала к Батюшке его духовная дочь Наталья, медик по профессии. Батюшка показал ей почти завершенную могилу, но объяснять ничего не стал, между делом попросил ее помочь провести незначительную медицинскую процедуру и пошел в свою келью, а Наталья — в сторожку приготовить все необходимое. Пока она суетилась с приготовлениями, а мужчины-певчие положили последний кирпич в могиле, алтарница Анастасия Яковлевна (ей теперь более 80 лет, и она на покое) обнаружила, что с Батюшкой неладно. Вызвали «скорую», врачи определили кровоизлияние в мозг и госпитализировали настоятеля храма в реанимацию местной больницы в два часа дня, а в 16.30, не приходя в сознание, в присутствии своего сына Батюшка отошел ко Господу.
Священники сегодня
Актуальность информации — 2003 год
Настоятель
В каждом приходе особо чтимая личность – настоятель. В нашем храме настоятелем служит с 25 июля 1997 года отец Зиновий Степанович Анисимов, митрофорный протоиерей.
Много нужного и полезного привнес за время своего служения в храме Георгия Победоносца батюшка Зиновий. При нем образовался молодежный хор, облагорожена территория за оградой храма, обозначена площадка, где теперь можно парковать транспорт. И, конечно, большое дело сделано, — реставрационные работы самого храма, — работы, давно требовавшие приложения умелых и любящих рук и, несомненно, весьма дорогостоящие при том.
Теперь храм обновлен: кресты позолочены заново, полностью восстановлен фундамент, купола покрыты медью, отреставрированы деревянные части постройки и кровля, обновлена проводка; приобретена новая церковная утварь (паникадила, позолоченные лампадки, подсвечники и другое нужное). В таком состоянии храм прослужит еще долго.
Как духовные чада отца Зиновия, авторы считают для себя невозможным рассказывать о том многом хорошем, что делает батюшка Зиновий для своей паствы, равно как и о батюшкиных заслугах, каковые имеются и весьма много. О нынешнем настоятеле здесь всего несколько слов, есть определенная сложность в написании рассказа о человеке близком. Поэтому здесь мы можем только горячо поблагодарить его за все-все и выразить ему свою любовь, уважение и признательность.
Помощник настоятеля
Хочется сказать и несколько теплых слов в адрес второго штатного священника иерея Иоанна Александровича Ляхова. Он — правая рука настоятеля, во всем ему помогает безропотно и кротко. Батюшка Иоанн безотказен безмерно, выполняет самые сложные требы.
Глава 2. Православные иконы
Богородица Черниговская
Но не только люди, но и иконы могут рассказать нам удивительные истории. Как красива в нашем храме икона Божией Матери Черниговская! Она располагается как раз в той самой пристройке отца Василия, в том месте, где проходит исповедь. Прихожане стоят, молятся об отпущении грехов своих и смотрят на нее, плачут ей, просят Матерь Божию перед этой иконой. А как она в храм попала? Это ли не чудо? Доска за ненадобностью стояла возле разрушенного старого храма, доска как доска, никому до нее дела не было. Наши ивантеевские мужики, когда работали на поле в селе Ашукино, чуть не пообедали на ней, не зная, что это икона. Вот как это было. Отработали на колхозном поле до обеда и стали искать, на чем же устроить трапезу, кто-то сообразил сбегать в близстоящий разрушенный храм поискать какую-нибудь доску. Возле храма (а точнее сказать, возле места, где когда-то был храм), заросшего бурьяном, не без некоторого труда по преодолению зарослей, была найдена большая доска и доставлена находчиком к остальным. Как спрятана была до поры! Пора настала, когда «большую доску» стали протирать. Так икону и обнаружили. Не сохранилось имени нашедшего, но, несомненно, это был очень хороший человек, потому что, вернувшись с Ашукинского поля домой в Ивантеевку, о своей находке он рассказал настоятелю храма отцу Василию. Тут же за иконой поехали на машине, в церковь принесли, место определили в пристройке, и был к ней заказан киот, в котором она и стоит по сей день… Как она красива! А ведь не касалась к ней рука реставратора! Чудо-то какое, — на улице стояла под открытым небом, дождями омывалась, снегом невесть сколько раз покрывалась, а не пострадала, сохранилась. А было это в 1958 году. Тогда же и образовался в храме второй хор, и петь стали на два клироса: правый (прихожане, которые пели без оплаты) и левый (наемные вокалисты-профессионалы, те платные). Так вот левый клирос как раз за Черниговской и расположился. Совпадение? Может и совпадение…
Потом в 1987 году привезли в церковь икону Спасителя, и место ей определилось рядом с Богородицей Черниговской, теперь-то уже странно и думать, что этих двух икон не было раньше в нашем храме.
Глава 3. Паства сегодня
Воскресная школа
Не закрывалась Церковь св. вмч. Георгия Победоносца в советские, трудные для церкви, времена. Открыта она и теперь. Служат здесь два батюшки: настоятель храма протоиерей Зиновий Степанович Анисимов и иерей Иоанн Александрович Ляхов.
Но не только Богослужения и чтения акафистов, крестины и отпевания проходят в нашем храме, имеется у нас и своя Воскресная школа и для детей и для взрослых. И пусть пока детская воскресная школа больше напоминает православную «продленку», главное – дети воцерковляются сами, и через них часто воцерковляются и родители, а это ведь и есть самое главное.
Воскресная школа при храме св. вмч. Георгия Победоносца существует не первый год, и, конечно, не один год к Рождественским и Пасхальным праздникам дети-слушатели воскресной школы готовили праздничные выступления под руководством доброго и чуткого человека – Лидии Александровны Добровольской.
Дети, о которых мы хотим рассказать, — одна группа учащихся разного возраста (в основном дошкольного), посещающих занятия с одним желанием – учиться. В этом году (2002-2003 учебный год) в Воскресную школу пришли заниматься не много, но и не мало — 24 человека, среди них есть и «бывалые», есть и новенькие, но пока все занимаются вместе. Они сами придумали себе название «Колокольчик». Хотя школа и Воскресная, но занятия наши проходят в субботу за два часа до всенощного бдения. У детей два урока: Основы Православной культуры и Пение.
Первый урок — Основы Православной культуры. Проходит урок в храме. Дети изучают Библию, Закон Божий, порядок Богослужения, устройство храма, содержание праздников, учат молитвы и учатся молиться. Молитвой начинается и заканчивается каждое занятие.
Второй урок – пение – проходит в сторожке. На уроке пения дети поют церковные песни, знакомятся с нотной грамотой и, конечно, готовят праздничный концерт с песнями и стихами.
А вот прикладным искусством заниматься приходится дома, но это не мешает нам готовить ёлочные украшения из гипса на Рождественскую ёлку, а для воспитанников «Теремка» рождественские сувениры изготовлены своими руками. И как здорово у ребят получается! – забирают домой из храма безликий гипсовый барельеф на ниточке, а приносят… здесь и рыбки, и гуси, и невероятные снежинки, в общем, всё умение и терпение вкладывают детки в свой труд.
Но не только по Детской Библии и Закону Божьему учатся наши дети, — есть у нас рабочие тетради, по которым дети делаю домашнее задание, и самодельные нотные сборники, по которым мы поём, и разные учебные пособия самодельные и покупные, которые помогают нам учиться.
А пока дети учатся в детской Воскресной школе, взрослые могут посетить занятия по Катехизису Православной церкви, ведет которые батюшка Иоанн. Занятия по Катехизису для взрослых проводятся тоже в субботу с 15.00 до 16.00.
После уроков все идём на Всенощное бдение, чтобы лучше приготовиться к завтрашней воскресной Божественной Литургии.
Маленьких детей после помазания уводят домой и, конечно, Батюшка благословит их. А завтра они обязательно придут в храм…
Дети
Про маленькую девочку Фотинию
Фотинию в нашем храме увидеть сложно, потому что она очень маленькая и в храме не балуется, сидит тихонечко рядом с мамой на клиросе или на лавочке, но зато, когда девочка подходит к чаше с крестообразно сложенными рученьками, на весь храм раздается звонкий детский голосок «Фотиния!!!!!», который слышат даже прихожане, стоящие в самом конце храма. И нет такого человека в церкви, который бы в этот момент не улыбнулся…
Наша ученица Аня (почти 6 лет)
Анечке очень нравятся занятия Воскресной детской школы, особенно Основы православной культуры. Любит она и раскрашивать ёлочные гипсовые игрушечки для церковной ёлки, которые в конце занятия раздает детям Света. Когда мама или бабушка не могут привести Анюту на занятия, девочку поручают кому-то из друзей семьи; вот в один из таких дней Анечка просит: «Тётя Таня, а игрушечка там, на дне пакета лежит, достаньте ее, пожалуйста»; тётя Таня перекопала пакет, но игрушки не нашла, тогда Аня удручённо по-взрослому так говорит: «Ах, что же мама…. неужели она не положила….».
Про Антона (6 лет) рассказала бабушка
Когда Антоша был совсем маленьким крошкой, случился такой забавный эпизод. Антон как раз только начинал осваивать разговорное искусство. Однажды его по обыкновению принесли в храм, и он услышал пение хора как раз в том месте, где поётся «Аминь». Пение так понравилось малышу, что он присоединился к хору, и после прихода домой мальчик продолжал петь, как мог, «Аминь, аминь, аминь…». Случалось часто и раньше ему слышать церковное пение, но в этот день, видно, оно запало в душу малышу.
Рассказ мамы Сережи (8 лет)
Когда Серёже было 3 годика, мама ему показывала книжечку «Молитвослов для самых маленьких» и рассказывала, как Ангел Хранитель охраняет всех детишек ночью и днём. Серёжа лёг в постельку, мама его спрашивает: «Сынок, кто будет охранять тебя ночью?», Сергей ответил: «Отец Иоанн!» (порядка ради надо заметить здесь, что отец Иоанн – иерей, молодой и весьма многочадный батюшка).
Рассказ мамы братьев Илюши (5 лет) и Пети (3 года)
Про колокольчик, или печальная судьба несчастного глиняного предмета. Из далёкого заграничного города из длительной командировки приехал ненадолго домой друг нашей семьи и пригласил нас к себе с целью повидаться, поделиться впечатлениями и познакомиться с нашими детками: Петей и Илюшей. В общем, как человек бездетный, он не подумал о том, что дети непременно захотят увезти с собой что-нибудь на память, и напрасно…, потому что пришлось решать сувенирный вопрос в аварийном режиме, в общем, под руку подвернулся колокольчик собственноручной работы хозяина жилья. Столько времени простояв в мытищинской квартире, колокольчик, будучи сначала выпрошен, а потом вывезен в Ивантеевку нашими детьми, оказался весьма хрупким созданием и, не выдержав полета с высокого шкафа, куда младший сын забрался, рискуя жизнью (как выяснилось в ходе следствия), разлетелся на довольно мелкие составляющие. Так мытищинский сувенир прекратил свое существование в прежнем качестве. Дети втайне сложили останки в бак с игрушками, где случайно, не нарочно, а перебирая их игрушки, я обнаружила осколок. Узор на осколке показался мне знакомым… сначала я отгоняла закравшиеся подозрения, но роковая догадка все настойчивее давала о себе знать…, нехарактерное для детей примерное поведение только усугубляло нарастающее напряжение. Очевидность безвозвратности утраченного не удержала нас от активных действий. Поиски разлетевшихся по комнате частей напоминали археологические раскопки… В результате проведенных реанимационных мероприятий колокольчик имеет вид музейного экспоната, бережно добытого археологами (ну, в самом деле, стали бы склеивать какую-то безделушку, да еще без некоторых фрагментов), и стоит на самом видном месте в назидание детям.
Рассказ мамы «Наша доченька Анастасия» (4 года)
Настя, наша доченька, утром просыпается, немного отдыхает, умывается, одевается и с мамой начинают утренние молитвы. Она читает молитвы усердно, становится на коленочки и просит у Боженьки помощи во всём, чтобы маму и папу слушаться. Целый день она занимается своими играми, чтением книг, пока она ещё не умеет читать, но старается сама усердно узнавать буквы, ещё она пишет буквы. Занимается заданиями, которые задают на Воскресной школе. И, конечно, она играет в куколки, их лечит, кормит, усыпляет на колясочке. Она не забывает слушать сердечко, делать «уколы» маме и папе, даже кошечку Мурку тоже лечит. Когда мама начинает уборку, и она тоже аккуратно ставит свои игрушки по местам, чтобы было всё чисто. Целый день у неё проходит в делах, а вечером она готовится к вечерним молитвам и целует за всех родных и близких, и знакомых свой крестик. Она вспоминает с радостью учителей воскресной школы, своих подруг. После молитв она уже ложится отдыхать и спит сладко-сладко.
Мама рассказывает про Свету (7 лет)
Светлана родилась в Ивантеевке, и крестил её в церкви Георгия Победоносца протоиерей Зиновий Анисимов 25 ноября 1995 года. Когда Свете исполнилось три годика, она пошла в детский сад «Светлячок», в который ходит и сейчас. Утром Светлана встаёт, умывается, одевается, идёт к иконам, крестится, читает молитвы, и идём в детский сад. Светлана очень любит своих родителей; сама она очень скромная и стеснительная, очень любит животных, ещё ей нравится, когда читают сказки добрые.
Гриша (самый юный ученик) 4 года. Рассказ мамы
Моего сыночка зовут Гриша, ему в марте исполнилось 5 лет. У Гриши есть сестренка Полина, про которую он никогда не забывает. Даже в магазине, если ему купишь что-нибудь, то Гриша всегда говорит: «А Полине тоже это нужно!» Но не всегда Гриша бывает таким идеальным. В воскресную школу он ходит с удовольствием. Говорит, что там очень интересно и вообще ему очень нравится ходить в церковь. А совсем недавно произошла такая история. Мы ехали в автобусе, на сиденье сидел дедушка с белой бородой, белыми волосами, и лицо у него было доброе. Мы с Гришей сели рядом с ним. Дедушка угостил Гришу конфетой. А после того, как мы вышли из автобуса, Гриша говорит: «Мам, это, наверное, был Боженька, и Он подарил мне конфетку. Да?!»
Про Верочку
Вере семь лет, она ходит в садик. В садик ходит с удовольствием, ей там нравится рисовать, лепить, с ребятами играть. Но ей больше нравится, когда она одна дома и играет с куклами. Она очень любит животных. Так как у нас есть кошка с котенком, они очень любят играть. Вере нравится ходить в Воскресную школу, но иногда невнимательна. Ей очень нравится, когда в храме дают на Вечерней хлебушек. Ей нравится ставить свечи. Дома она вечером и утром читает свои молитвы, какие знает, и молится.
Надюша Антонова (школьница)
На одном из занятий, приходилось которое на время Великого Поста, речь зашла о постной трапезе. Когда о составе постного стола было уже сказано достаточно, перешли к теме трапезы в праздник, случившийся в Великий Пост, а точнее о Входе Господнем в Иерусалим и предшествующей Лазаревой субботе. Света (учительница) стала называть продукты, которые церковным уставом разрешаются к употреблению в Лазареву субботу: «…, растительное масло и не рыбу, а то, что мы можем получить от рыбы….», на этом моменте Света сделала паузу, желая, чтобы дети сами назвали этот продукт (икру), и посмотрела вопросительно на аудиторию: «?….». Надюша мялась сначала, а потом в полной тишине неуверенно произнесла: «Неужели рыбий жир?…..»
Взрослые
Приходят дети в храм, осматриваются. В храме красиво, торжественно, свечи горят, на клиросе пение. Общая молитва, поют прихожане все вместе «Символ веры» или «Отче наш». Спросите наших детей, кто «дирижирует» прихожанами на общей молитве, они без промедления ответят: «Раиса Андреевна». Раису Андреевну все знают, побаиваются, она строгая, порядок в храме – ее заслуга, а чистота – заслуга Марии. Олимпиада Николаевна – староста, ее правая рука – Анна Кирилловна. А вот наш Миша, он — инвалид с детства, но «Блажены нищие духом» — это про него; Мишу все любят, добрый он, безотказный и счастливый… А вот Татьяна, она стоит каждую службу возле праздника (место в центре храма, где на аналое положена икона праздника по православному календарю), свечи поправляет, улыбается, она никогда не одернет грубо и не «зашипит». А вот в Алтарь пробежала Тамара-алтарница, бессменная и незаменимая, ведь в будни алтарники учатся или работают, и женщины, по обыкновению, берут на свои плечи и сей труд. А вот тетя Вера Тимофеева с правого клироса, из «боевого состава», который и в праздники и в будни в храме поет. Вот Анна Павловна стоит возле Распятья, здесь ее «пост». В основном женщины, конечно. Но если уж в храме мужчина, то он и звонарь, и алтарник и певчий, и, если понадобится, то и Дед Мороз на приходской елке. Тетя Люда и Клавдия Андреевна охраняют наш храм во время ночного дежурства и не только, Леша-звонарь, девушки с клиросов: сестры Катя и Алина, Юля, Света Бизина, Маша Пименова и еще многие-многие.
Много людей трудятся и несут послушание в нашем храме. Но подробнее здесь мы хотим остановиться на удивительно сильной личности и вообще замечательной женщине Раисе Андреевне, доброй, строгой и справедливой. Раиса Андреевна – жемчужина нашего клира, поет она на клиросе 50 лет, 45 из которых еще и регентует, она и псаломщица, и большой ревнитель точного исполнения церковного устава, многие нужные сопутствующие вещи в храме сшиты были когда-то ее заботливыми руками. Всю жизнь прожила она в нашем храме, она и хранительница многих историй, связанных с нашим приходом, все праздничные богослужения исполняются в точности при ее руководстве. Не допустит она и сплетен, остановит, если понадобится, любой конфликт. Но, самое главное, что Раиса Андреевна воспитала много талантливых учеников, которые теперь стали и псаломщиками, и чтецами, и певчими, и дьяконами, и даже священниками. Сторонница старинного исполнения церковных песнопений, бережная хранительница старинных церковных богослужебных книг, она строго следит, чтобы по молодости лет и горячности, свойственной молодежи, не искажали юные исполнители духовного смысла молитвенных песнопений театральными вычурами, строго отделяя церковное от сценического. Таких, как она, людей — не много, тех, кто и в годы лихолетья не смалодушничал и никогда не боялся проповедовать веру православную своим служением Господу, и теперь, превозмогая немощь телесную и годы, каждодневно продолжает свое служение на послушании псаломщика. Послушание такое, на первый взгляд весьма несложное, но если глубоко осмыслить его, то станет очевидно, что труд сей не каждому по силам, — ведь не только ежедневное служение Господу, молитва и соблюдение церковного устава входят в него. Такое послушание – это еще и отказ от семейного счастья, жертва весьма ощутимая, тем более что живет такой послушник не в монастыре, а в миру. И вот таких послушников очень немного, которые подвизаются в маленьком храме, не ища суетной мирской славы. Но эта тема, тема подвижничества, не поместится в наш маленький очерк, да и не по силам она авторам, мы лишь коснулись ее.
Как и во всяком приходе есть у нас просфорня своя, и выпекаются в ней, конечно, просфоры. Дело это кропотливое, требует сноровки, молитвенного подхода и любви. До недавнего времени на этом послушании трудилась наша добрая Наталья Никитична Морозова. Но любят ее не только за сей труд немалый, но и за особенно покладистый характер, за то, что всегда поможет, чем сможет и утешит нужными словами, сама же никогда не жалуется, говорит всегда «Так… Слава Богу». Спасибо Вам, тетя Наташа…
Заканчивая очерк, хочется сказать еще несколько слов о нашей церкви Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Богослужения в нашем храме регулярные по средам, пятницам, субботам и воскресеньям, великим и полиелейным праздникам. Требы по просьбе верующих совершаются ежедневно. Торжественные богослужения совершаются в дни храмового праздника 9 декабря и 6 мая. Особо чтимая икона в храме – образ Черниговской Божьей Матери.
Есть в храме и православная библиотека, где можно найти для себя множество полезной и интересной православной литературы.
Послесловие
Когда мы писали «Заметки о Храме в честь св. вмч. и Победоносца Георгия», то, конечно, осознавали, что это — не сколь-нибудь ценное с исторической или художественной точки зрения произведение, однако же, невозможно было дать совсем уйти из жизни этим историям, рассказать которые могут теперь только очевидцы, и не написать о наших детях тоже невозможно. Сама идея «Заметок» родилась спонтанно. Сначала была статья в Рождественскую стенную газету нашей Воскресной школы, которая и стала «скелетом» «Заметок». А уж, коль скоро, наше творение попало на глаза хоть одному читателю, и вызвала живой отклик в его сердце, то, во-первых, наша цель достигнута, а, во-вторых, большая просьба, строго не судить дебютантов.
Особая благодарность родителям учеников-воскресников, которые принесли нам рассказы о своих детях. Низкий поклон тем, кто рассказал нам о церкви св. вмч. Георгия Победоносца в советские времена.
С уважением и благодарностью Т.Касьянова , С.Бизина
2003 г.